износ гильзы по диаметру

Для двигателя ЗИЛ-508.10 максимально допустимый износ гильзы по диаметру не более 0,4 мм. В процессе эксплуатации на износ гильзы влияет множество факторов. К основным факторам относятся скоростной, нагрузочный и тепловой режимы работы двигателя, эффективность очистки от пыли и других механических частиц, поступающих в двигатель воздуха и топлива, эффективность очистки от продуктов изнашивания и механических примесей картерного масла, число холодных пусков и др. При соблюдении установленных заводом правил технического обслуживания и эксплуатации интенсивность изнашивания гильз небольшая и составляет около 0,7 мкм на 1000 км пробега.

Скоростной и нагрузочный режимы работы двигателя на автомобиле зависят от дорожных условий и массы перевозимого груза. С увеличением массы перевозимого груза возрастает длительность работы автомобиля на низших передачах, а также увеличивается мощность, развиваемая двигателем, и частота вращения коленчатого вала. Это приводит к повышению давления на гильзу со стороны поршня и поршневых колец, к повышению ее температуры, вследствие   чего   износ   гильзы   возрастает.

Результаты измерений износов верхней, наиболее нагруженной зоны гильз" двигателей, эксплуатировавшихся при различных нагрузках, подтвердили это.

Попадание механических твердых частиц в цилиндры двигателя вместе с воздухом и топливом приводит к значительным износам рабочих поверхностей гильз и поршневых колец. Так, специальные испытания показали, что при поступлении в цилиндры двигателя с воздухом всего 7 ... 9 г/ч кварцевой пыли износ гильз увеличивается примерно в 10 раз (такое количество пыли может поступать в двигатель при нарушении периодичности технического обслуживания воздушного фильтра). Если с бензином в двигатель поступает пыли 2 г/ч, за 200 ч работы износ гильз и поршневых колец достигает предельного значения.

Существенно увеличивается износ гильз также при попадании пыли или механических твердых частиц в масляный картер.

Большое число холодных пусков и прогревов, а также длительная работа двигателя с охлаждающей жидкостью температурой ниже 55 °С также значительно увеличивает износ гильз. Анализ имеющихся данных показывает, что при температуре охлаждающей жидкости ниже 55 °С износ гильз увеличивается более чем в 2 раза. Износ гильз и колец в период холодного пуска и прогрева также весьма высок. Сравнение износа гильз за период пуска и прогрева и за тот же отрезок времени при работе при нормальном тепловом режиме показывает, что один пуск и прогрев двигателя по износу равен приблизительно 150 км пробега. Предпусковой прогрев двигателя существенно уменьшает износ гильз.