Антиблокировочная система

Рабочая тормозная система автомобиля конструируется из условия обеспечения необходимой тормозной силы (заданного замедления) в экстремальной ситуации при торможении нагруженного автомобиля на сухом бетоне. Во всех других условиях в случае превышения необходимого управляющего воздействия на "тормозную педаль рабочая тормозная система допускает пере-тормаживание колес, доводя их до блокировки. Применяемые на грузовых автомобилях ЗИЛ регуляторы тормозных сил, клапаны ограничения давления уменьшают вероятность блокировки колес в определенных заданных условиях, однако не обеспечивают ликвидацию перетормаживания во всех случаях.

Отрицательными последствиями блокировки колес автомобиля являются снижение эффективности торможения в результате уменьшения коэффициента сцепления шин с дорогой, потеря возможности изменения направления движения автомобиля рулевым колесом и, очень часто, появление заноса автомобиля. Избегать перетормаживание колес позволяет антиблокировочная система (АБС).

Схема АБС автомобиля ЗИЛ-431410 приведена на  5.43. Во внутреннем объеме тормозного механизма каждого колеса переднего и заднего мостов установлены колесные датчики /. Датчик представляет собой электромеханический преобразователь, в котором угловое перемещение колес преобразуется в индуктированную ЭДС. Последняя в чувствительной части датчика (в намотанной   на   постоянный магнит обмотке) наводится изменением магнитного потока с помощью закрепленного на вращающейся ступице возбудителя (ротора) с пазами. Так как число пазов на роторе вполне определенное (в рассматриваемом случае 90), то за один оборот колеса в датчике происходит конкретное число процессов периодического изменения выходного сигнала, частота повторения которого несет информацию об угловой скорости колеса.

Сигналы от датчиков колес переднего моста поступают в один электронный блок 5 управления, от датчиков колес заднего моста — в другой электронный блок. Блоки 5 управления конструктивно одинаковые и электрически связаны с управляющей частью электропневматических модуляторов 7 давления сжатого воздуха в тормозных камерах. Воздушные баллоны 3 и 4 подключены через исполнительную часть модуляторов 7 соответственно к тормозным камерам 6 я 2. Секции тормозного крана 9 сообщают воздушные баллоны 3 и 4 с пневматическими управляющими входами модуляторов 7, сохраняя контуры пневмопривода рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего и заднего мостов (в том числе сохраняется регулятор 8 тормозных сил). При этом АБС автомобиля имеет два раздельных контура: контур управления колесами переднего моста и контур управления колесами заднего моста.