Маслоразделительная вставка

Надежное деление неочищенного и очищенного потоков масла обеспечивает уплотнительное кольцо 10 вставки, установленное между корпусом 3 ротора "и вставкой 7. Маслоразделительная вставка 7 и сетчатый фильтр 6 прижаты к основанию корпуса 3 ротора конической пружиной 18. Сетчатый фильтр предназначен для защиты сопл 23 реактивного привода от закупоривания в случае сползания слоя отложений со стенок колпака ротора. Стальной колпак 5 ротора закрывает полость очистки масла. Он прикреплен к корпусу 3 специальной гайкой 11 и уплотнен прокладками 4 и 17. Колпак тщательно отбалансирован.

При пуске холодного двигателя вязкость масла высока, вследствие чего центрифуга, как и всякий другой полнопоточный фильтр, оказывает большое гидравлическое сопротивление. Это препятствует поступлению масла на смазывание подшипников, что нежелательно. Поэтому в корпусе фильтра установлен перепускной шариковый клапан, который подает масло непосредственно в масляную магистраль двигателя при перепаде давления между входом масла в фильтр и его выходом более 0,1 МПа. Перепускной клапан состоит из шарика 26, пружины 27, регулировочной шайбы (прокладки) 28 и пробки (штуцера) 29. В пробку 29 установлен датчик давления масла.

Центробежная очистка масла основана на принципе разделения загрязняющих его частиц по плотности. При создании на вход в центробежный фильтр давления масла 0,3...0,4 МПа частота вращения ротора достигает 5000...6000 мин"1. Под действием возникающих при вращении с такой частотой центробежных сил частицы загрязнений (продукты изнашивания деталей, частицы нагара, продукты окисления масла, посторонние механические частицы, попавшие в масло), плотность которых больше плотности масла, перемещаются к стенке колпака, где отлагаются в виде плотного осадка. Эффективность центробежной очистки масла тем выше, чем больше частота вращения ротора и чем медленнее перемещается поток масла вдоль его оси. Одновременно удовлетворить эти требования трудно, так как для уменьшения скорости осевого перемещения масла диаметр ротора нужно увеличивать, а для повышения частоты вращения — уменьшать. Поэтому (при заданной мощности реактивного привода) принимается компромиссное решение между диаметром ротора центробежного фильтра и частотой его вращения. Для двигателя ЗИЛ-508.10 — это частота вращения 5000... 6000 мин"1 при давлении масла 0,3...0,4 МПа.