Манометры

На автомобилях ЗИЛ для контроля давления масла и давления воздуха в пневматической системе и шинах применяются механические манометры непосредственного действия. Они имеют чувствительный элемент и указатель в виде совмещенного узла в одном приборе, а контролируемая среда подводится под давлением к чувствительному  элементу  по трубопроводу.

На автомобилях ЗИЛ-431410 без МТП и ЗИЛ-13Ш для контроля давления масла в смазочной системе двигателя используется манометр МД230 мембранный с сигнализатором аварийного падения давления. Манометр входит в состав комбинации приборов КП205 и КП205-А.

Чувствительным элементом, воспринимающим давление, служит упругая гофрированная мембрана 9 ( 6.54), изготовленная из фосфористой бронзы. Мембрана 9 зажата между основанием 10 и упругими кольцами при завальцовке края корпуса 8 на основании манометра. Над мембраной установлен диск 7, по форме повторяющий концентрические выступы мембраны. Он установлен на таком расстоянии от мембраны, чтобы при давлении выше предела измерения манометра мембрана опиралась на этот диск во избежание ее остаточных деформаций.

В центре корпуса установлена втулка 3 с шестигранником для регулировочного ключа. Через эксцентрично расположенный в корпусе канал проходит штифт 2, опирающийся на мембрану. На штифт 2 опирается рычаг 4 передачи к стрелке прибора.

При повышении давления под мембраной центральная часть мембраны перемещается, поднимая штифт вверх. Штифт нажимает на рычаг и поворачивает его вокруг, оси 5. Фигурный конец рычага 4 нажимает на стойку 20 стрелки и поворачивает ее вокруг оси 19. Противодействующая пружина 18 прижимает стойку стрелки к рычагу, обеспечивая беззазорное соприкосновение деталей передаточного механизма друг к другу и возврат стрелки в исходное положение при снижении давления. На шкале 6 прибора закреплен изолятор 13, имеющий упругую токдаедущую пластину 14 с контактом 12 и регулировочным винтом 15. Стрелка имеет выетуи 17 с контактом 16, который поворачивается вместе ш стрелкой и ири давлении €,03 ... 0,08 МПа (0,3 ,». 0,8 кгс/см2) замыкается с контактом 12, включая сигнализатор аварийного падения давления масла. Для того чтобы пульсация давления в смазочной системе не вызывала колебаний стрелки, в канал штуцера 1 запрессована дюза 11, через которую масло проходит медленно, резко не изменяя положение мембраны.