Коэффициент сцепления колес с дорогой

Развиваемые тормозными механизмами тормозные моменты вызывают в зоне контакта шин с дорогой тормозные силы 7\ и Т2. Тормозная сила каждого колеса определяется как произведение вертикальной нагрузки на коэффициент сцепления колеса с дорогой. Поскольку приходящиеся на колесо нагрузка и коэффициент сцепления имеют вполне конкретные и ограниченные значения, существует максимально возможное значение тормозной силы колеса. Если данное обстоятельство распространить на все заторможенные колеса, то окажется, что максимальная тормозная сила автомобиля не может превышать произведения веса автомобиля на коэффициент сцепления колес с дорогой.

Коэффициент сцепления колес с дорогой зависит как от типа и состояния дороги, так и от характеристик шин. При хорошем состоянии шин и на сухом чистом асфальтобетоне коэффициент сцепления   может  достигать   0.80.   На   пыльной   и   грязной

дороге коэффициент сцепления заметно снижается и на скользкой дороге уменьшается до 0,1. Вес автомобиля в процессе эксплуатации меняется в зависимости от массы перевозимого груза почти в 2 раза. Как видно, реализуемая тормозная сила на автомобиле может меняться в широких пределах.

Развиваемая в контакте колес с дорогой суммарная тормозная сила- вызывает замедление автомобиля, что приводит к изменению скорости его движения. С момента начала торможения до достижения нужной скорости (остановки) автомобиль проходит определенное расстояние. Это расстояние принято называть тормозным путем.

Достигаемое замедление и тормозной путь при торможении являются основными нормативными показателями эффективности торможения. Так, для грузовых автомобилей ЗИЛ рассматриваемых моделей предписывается обеспечение установившегося замедления не менее 5,5 м/с2.

Для получения требуемых значений показателей эффективности торможения с гарантированным запасом грузовые автомобили ЗИЛ должны иметь суммарную тормозную силу на колесах не менее 60% полного веса нагружённого автомобиля. Например, для двухосного автомобиля ЗИЛ-431410 с полной массой 10525 кг суммарная тормозная сила должка быть не менее 63 150 Н при распределении по осям в соответствии с распределением веса автомобиля