2.9. Последовательность   затяжки   болтов   крепления   головок   цилиндров

Нижний конец гильзы может свободно перемещаться в осевом направлении. Это уменьшает термомеханические напряжения в гильзе и блок-картере, вызываемые разностью температур и различным термическим расширением гильзы и блок-картера при нагреве и охлаждении.

В нижнем направляющем пояске в двух прямоугольных канавках расположены два О-образных резиновых уплотнитель-ных кольца из маслостойкой резины повышенной теплостойкости. Кольца отделяют полости масляного картера и жидкостного охлаждения, поэтому наружные диаметры колец, уложенных в канавку, больше диаметра нижнего направляющего пояска на 1,7 мм. При установке гильзы с кольцами кольца сжимаются, заполняют объем канавок и создают необходимый натяг и надежное уплотнение полости охлаждения. Чтобы при установке кольцо не срезалось, на верхней части посадочных поясков блок-картера выполнена заходная фаска, а наружная поверхность кольца смазывается пластичным смазочным материалом или моторным маслом.

Внутренняя поверхность гильзы* установленной в блок-картере, должна сохранять цилиндрическую форму. При искажении геометрической формы (деформации) внутренней поверхности увеличиваются пропуск газов в картер, расход масла, возрастает износ поршневых колец. На деформацию гильзы большое влияние оказывает равномерность затяжки болтов крепления головки цилиндров.

Последовательность затяжки головки цилиндров, обеспечивающая Минимальную деформацию, показана на  2.9. Гильза может деформироваться из-за неодинаковой глубины расточки в блок-картере под упорный фланец гильзы, неравномерной толщины фланца, попадания посторонних частиц между фланцем и расточкой. Поэтому при установке гильзы в блок-картер на все эти факторы нужно обращать серьезное внимание.

При эксплуатации износ рабочей поверхности гильзы по высоте неравномерный. Наибольший износ обычно наблюдается в ее верхней части, в зоне верхнего положения первого компрессионного кольца, наименьший износ — на расстоянии 125 ... 155 мм от верхней плоскости бурта гильзы. Для измерения износа используется пассаметр на диаметр 100. ... 120 мм. Измерение проводят в двух взаимно перпендикулярных направлениях: вдоль оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней.