Каретка на валу

Фиксатор состоит из двух полуцилиндров с канавкой в средней части, между которыми расположены две цилиндрические пружины, разжимающие полуцилиндры в отверстиях каретки. Концы фиксаторов свободно входят в цековки в конусных кольцах. Блокирующие пальцы, проходящие через три других отверстия в каретке, утонены в средней части. Концы блокирующих пальцев запрессованы в отверстия в конусных кольцах и развальцованы в них. На внутренних конических поверхностях латунных колец выполнены винтовые канавки для разрыва масляной пленки при поджатии кольца к конусу шестерни, а также продольные канавки для удаления выдавленного масла и продуктов изнашивания   (   ЗЛО).

Каретка на валу перемещается вилкой, в лапках которой выполнены пазы, охватывающие фланец каретки. При включении передачи каретка, перемещаясь на шлицах вала, через фиксаторы прижимает конусное кольцо синхронизатора к конусу на шестерне. При  соприкосновении   конусных   поверхностей   возникает   сила трения, под действием которой шестерня поворачивает кольца с блокирующими пальцами относительно каретки. Утоненные средние части блокирующих пальцев прижимаются к цилиндрическим поверхностям в отверстиях каретки, и при дальнейшем осевом перемещении каретки блокирующие фаски в ее отверстиях .прижимаются к фаскам на блокирующих пальцах и мешают движению каретки. При дальнейшем приложении усилия к каретке передача не включается до тех пор, пока не выравняются угловые скорости синхронизатора с вторичным валом и включаемой шестерни. После выравнивания скоростей блокирующие пальцы могут сдвинуться в отверстиях каретки и дать возможность ей переместиться в осевом направлении, сжимая полуцилиндры фиксаторов. Шлицевой венец каретки бесшумно входит в зацепление с внутренним шлицевым венцом колеса, так как их окружная скорость одинакова — передача включена.

Для исключения возможного самовыключения передач при эксплуатации автомобиля шлицевые венцы кареток синхронизаторов и колес вторичного вала, а также первичного вала имеют следующие особенности. Боковые стороны зубьев этих венцов сделаны с обратным углом (зуб имеет форму ласточкиного хвоста). Таким образом, при включении передачи шлицевые венцы за счет этого, войдя в зацепление, втягиваются друг в друга. Также для более надежного удержания передач в процессе работы и при износе зубьев боковые стороны шлицев вторичного вала имеют углубления, в которые заходят ступицы кареток синхронизаторов при включении второй и четвертой передач. Уступы, образуемые углублениями, также препятствуют самовыключению этих двух передач  при движении  автомобиля.