Износ втулок и шкворня

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо проверять состояние втулки цапфы и шкворней. При изношенных втулках цапфы и шкворней наблюдается чрезмерный износ и появляется возможность ударной нагрузки, способствующей преждевременному разрушению подшипников передних колес, отверстий в балке под   шкворни.

Износ втулок и шкворня легко определить внешним осмотром поперечным покачиванием шины колеса. С помощью приборов при диагностировании можно более тщательно проверить техническое состояние узла. Если радиальный зазор в соединении не превышает 0,75 мм, а осевой 1,5 мм, узел работоспособен. При превышении предельных, значений следует повернуть шкворень на 90° (если шкворень еще не поворачивали ранее) либо заменить втулки шкворня. Осевой зазор следует проверять мерительным щупом без вывешивания моста. Щуп вставляют между бобышкой балки переднего моста и проушиной цапфы. При осевом зазоре более 1,5 мм необходимо заменить упорный подшипник шкворня или .изменить число регулировочных прокладок.

При разборке любого узла передней подвески необходимо проверить каждую деталь на отсутствие в ней трещин. Эксплуатация детали с трещиной недопустима.

Балку моста проверяют на изгиб и скручивание. Проверку выполняют в приспособлениях, простейшими из которых являются призмы, установленные на мерительной плите. Для выполнения этой операции необходимо сначала проверить параллельность рессорных площадок балки. Затем на рессорную площадку надо установить прибор, у которого призма направлена по фиксатору в шкворневом отверстии. По шкалам прибора определить углы наклона и сравнить их с чертежными.

В результате проверки определяют необходимость и целесообразность правки балки. Балку правят только в холодном состоянии при помощи гидравлического пресса. После правки угол наклона оси под шкворень к вертикальной оси должен быть в пределах 7° 45 ... 8° 15 . Отклонение от перпендикулярности отверстия под шкворень относительно рессорных площадок не должно превышать 0,5 мм. Отклонение от перпендикулярности торцов бобышек балки относительно отверстия под шкворень допускается не более 0,20 мм.

При изгибе и скручивании балку, не поддающуюся проверке, надо заменить.

Замене подлежат поворотные кулаки с чрезмерным износом шейки под подшипники и повреждением резьбы более двух ниток, опорные шайбы и кольца подшипника цапфы при износе рабочей поверхности  сверх  допустимых  размеров.

Техническое обслуживание включает в себя проведение комплекса смазочных и регулировочных работ, оговоренных руководством по эксплуатации. Основными из регулировочных работ являются проверка и установка требуемого схождения управляемых колес, а также проверка углов установки колес — параметров, оказывающих прямое и существенное влияние на управляемость  автомобиля  и износ шин.