Использование тормозных систем в процессе управления автомобилем

Для использования в полной мере технических возможностей тормозных систем в различных условиях эксплуатации автомобилей тормозное управление должно осуществляться целесообразными приемами. Для выработки правильных приемов тормозного управления необходимо знать особенности рабочего процесса тормозных систем. Эти вопросы излагаются в настоящем разделе, где рассматриваются: подготовка автомобиля к началу движения; торможение рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами; торможение автомобиля при повреждении какой-либо тормозной системы или ее части. Изложение ведется применительно к автомобилю ЗИЛ-431410, отмечая отличительные особенности в отношении автомобилей ЗИЛ моделей 131Н и 133ГЯ.

Подготовка автомобиля к началу движения

На стоянке рукоятка ручного тормозного крана 17 (см.  5.3) обратного действия находится в крайнем (заднем) фиксированном положении. При этом автомобиль заторможен энергоаккумуляторами  тормозных  камер  28.

Присоединенный к автомобилю прицеп заторможен своей стояночной   тормозной   системой.

При включении замка зажигания автомобиля загораются сигнализаторы /, , и Р на щите приборов и начинает звучать звуковой сигнал (зуммер). После пуска двигателя сжатый воздух от компрессора 1 через регулятор давления 2, предохранитель 4 от замерзания поступает в воздушные баллоны пневмопривода. Первоначально заполняется конденсационный баллон 6, затем через одноконтурный защитный клапан 10 сжатый воздух подается к потребителям и начинают заполняться баллоны, присоединенные к трехконтурному защитному клапану: воздушный баллон 3 контура тормозных механизмов колес переднего моста, баллон 9 контура тормозных механизмов колес заднего моста, баллон 16 контура стояночной тормозной системы и тормозного пневмопривода прицепа. Причем сжатый воздух от баллона 16 через вывод с обратным клапаном подводится на вход ручного тормозного крана 17, к кнопочному крану 15, на питающий вход ускорительного клапана 19, Из другого вывода баллона 16 сжатый воздух начинает поступать в тормозной пневмопривод прицепа: через клапан 23 к соединительной головке 20 питающей магистрали и через клапан 25 к соединительной головке 20 управляющей магистрали. Далее сжатый воздух от автомобиля-тягача поступает по питающей магистрали к воздухораспределителю прицепа и заполняет его воздушные баллоны. Вследствие одновременного подвода сжатого воздуха и по магистрали управления воздухораспределитель находится во включенном состоянии и тормозные камеры прицепа заполняются сжатым воздухом.