ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ

Генераторы. Устройство и работа генератора

На автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 131Н и их модификациях применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В, на автомобилях ЗИЛ-133ГЯ с двумя номинальными напряжениями: 24 В в режиме пуска (для обеспечения работы стартера) и 12 В для остальных потребителей. Схемы электрооборудования  приведены на  6.1—6.3.

Для удобства пользования схемами электрооборудования (в частности, для нахождения входа и выхода проводов в жгутах) каждый провод имеет на схеме цифровое обозначение с буквой или без нее. При этом несколько последовательно соединенных проводов одной функциональной линии имеют единый номер.

Генераторы. Устройство и работа генератора

Генератор является источником электроэнергии для электроснабжения потребителей и зарядки аккумуляторной батареи ( 6.4).

На автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 131НА и их модификациях установлен генератор типа 32.3701. Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную с электромагнитным возбуждением электрическую машину, у которой частота наводимой ЭДС (электродвижущей силы) пропорциональна частоте вращения ротора генератора.

Статор 7 набран из отдельных пластин электротехнической стали, соединенных в пакет сваркой или заклепками. В 36 пазах статора заложена трехфазная обмотка, соединенная в звезду.

Концы обмотки каждой фазы подсоединены к выпрямительному блоку 1.

Ротор генератора состоит из катушки возбуждения и двух контактных колец 4, к которым припаяны концы обмотки возбуждения сопротивлением (3,67 ± 0,18) Ом при температуре 20 °С. Катушка 14 намотана на отдельную втулку, к торцам которой примыкают два полюсных наконечника 15, образующих двенадцатиполюсную систему. Втулка, полюсные наконечники и контактные кольца напрессованы на вал. Вал вращается в двух шариковых подшипниках закрытого типа с резиновыми уплотнителями: шариковый подшипник 6-180502К1С9 размещен в крышке со стороны контактных колец, а шариковый подшипник 6-180603КС9 — со стороны привода.

На передний конец вала на шпонке 10 установлен шкив 9 с вентилятором и закреплен гайкой 11 с пружинной шайбой.

Крышка 13 со стороны привода изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и две лапы, одна из которых служит для крепления генератора на кронштейне двигателя, а другая, с резьбовым отверстием, — для крепления натяжной планки. На крышке имеются два отверстия с резьбой Мб для закрепления съемника.

Крышка 6 со стороны контактных колец также изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и лапу для крепления на двигателе. В крышке установлены выпрямительный блок типа БПВ4-60-02, пластмассовый щеткодержатель 5 со щетками марки Ml и пластмассовый кожух 17, который предназначен для защиты от попадания в зону щеточно-контактного узла посторонних тел.

Для предохранения от проворачивания наружной обоймы шарикового  подшипника служит резиновое уплотнение в виде кольца.