Аккумуляторные батареи

Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для снабжения всех потребителей электрической энергией при неработающем двигателе и при работе его с малой частотой вращения коленчатого вала, а также для электроснабжения потребителей совместно с генератором, когда сила потребляемого тока превышает допустимое для генератора значение.

На автомобилях ЗИЛ моделей 431410, 131Н и их модификациях установлена батарея 6СТ-90 ЭМ на левом лонжероне под кабиной. Аккумуляторная батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов. Каждый аккумулятор имеет шесть положительных и семь отрицательных пластин. Они собраны в полублоки с помощью бареток, которые имеют борн и мостик. Борн является выводным токоотводом полублока пластин. К мостику припаивают ушки пластин. Пластины в полублоках соединены параллельно. Между разноименными пластинами в блоках помещены сеператоры из кислотостойкого пористого материала— мипласта. Сепараторы имеют большие размеры, чем пластины. Блоки пластин с сепараторами установлены в ячейки моноблока из эбонита. В крышке батареи предусмотрены отверстия для вывода борнов и заливки электролита. Межэлементные перемычки аккумуляторов размещены под крышкой.

Конусные полюсные выводы приваривают к борнам. Диаметр конуса у основания положительного вывода на 1,6 мм больше, чем у основания отрицательного. Пространство между крышкой и баком заполнено уплотнительной кислотостойкой мастикой.

Заливные горловины закрыты пробками с вентиляционными отверстиями. На аккумуляторные батареи автомобилей ЗИЛ-13Ш при преодолении брода устанавливаются гидростатические пробки, которые, в отличие от стандартных, предназначены, для изоляции внутренней полости аккумуляторной батареи от попадания воды. Это происходит следующим образом. В нормальных условиях избыточного давления газ, образующийся в процессе работы аккумуляторной батареи, свободно выходит в окружающую среду через два отверстия в отражателе 1 пробки, канал 5, верхнюю полость 6, отверстия в отражателе 4, нижнюю полость 3 и наружные отверстия 2 в нижней части пробки ( 6.12, а).

При работе аккумуляторной батареи во время преодоления брода ( 6.12, б) вода проникает в нижнюю полость 3 через отверстие 2, поднимаясь в этой полости до тех пор, пока давление газов внутри аккумуляторной батареи не станет равным давлению воды, поступающей в нижнюю полость пробки.