Боковые борта на кузовах автомобилей ЗИЛ

Боковые борта на кузовах автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и  133ГЯ,  задние борта на всех кузовах откидные.

Борта изготовлены из набора досок, соединенных между собой в шпунт. Доски болтами прикреплены к металлическим планкам, являющимся одновременно петлями бортов и соединяющими борт с платформой. На боковых бортах установлены дополнительные брусья, окантованные стальной полосой, что защищает борта от повреждений при возможных боковых контактах в процессе эксплуатации.

В связи со значительной длиной платформ автомобилей ЗИЛ моделей 431510 и 133ГЯ боковые борта на них составные. Между бортами имеются откидные стойки, шарнирно закрепленные в кронштейнах основания. Стойки болтами фиксируются в вертикальном положении и при необходимости стягиваются между собой цепью.

Запоры бортов (кроме заднего на автомобиле ЗИЛ-131Н) надежно  соединяют  борта  между  собой,   просты  в  эксплуатации.

Запор заднего борта на автомобиле ЗИЛ-131Н включает цепь с крючком на конце, накидное кольцо, закрепленное на боковом борте, и металлическую планку с отверстием, прикрепленную к верхней доске борта. Для закрытия борта накидное кольцо надо надеть на планку, а в отверстие снизу вставить крюк. Цепь служит также для удержания заднего борта в горизонтальном положении.

Кузов установлен на раму продольными брусьями и прикреплен к лонжеронам рамы стремянками. Под стяжные обоймы планки стремянок помещены распределительные накладки, увеличивающие площадь опоры планки и защищающие деревянные брусья от смятия и разрушения. В нижней плоскости продольных брусьев имеются поперечные пазы, в которые входит стяжка, удерживающая стремянки.

Для ориентации кузова на раме предназначены два металлических кронштейна-угольника. Верхние прикреплены сбоку к продольным брусьям, нижние — к лонжеронам. При установке кузова на раму необходимо сначала совместить отверстия (два) в угольниках и закрепить их болтами, а затем осуществлять дальнейшее крепление стремянками.