напряжение в коленчатом валу

Наибольшее напряжение в коленчатом валу при рабочих нагрузках возникает в местах перехода шатунной шейки в щеку (галтелях) и в местах отверстий на поверхности шеек. В этих местах обычно начинается разрушение коленчатого вала. Для снижения напряжений поверхности скругляют    и полируют.

В шатунных шейках коленчатого вала выполнены сверленые полости, предназначенные для дополнительной центробежной очистки масла, поступающего на смазывание шатунных подшипников. Полости наклоненные, связаны сквозными отверстиями с коренными шейками коленчатого вала. С наружной стороны полости закрыты резьбовыми пробками с внутренним, шестигранником. Момент затяжки пробок должен быть не менее 30 Н-м.

Отверстия в коренных шейках коленчатого вала выходят в кольцевую проточку на вкладышах коренных подшипников, что обеспечивает непрерывную подачу масла к шатунному подшипнику. Дополнительная центробежная очистка масла в полостях шатунных щеек существенно снижает их износы. Так, интенсивность изнашивания составляет 0,06...0,07 мкм на 1000 км пробега. Дополнительная центробежная очистка масла в шатунных шейках приводит также к некоторому уменьшению износа гильз цилиндра, так как стенки цилиндра смазываются в основном маслом, вытекающим из шатунных подшипников.

Масло к шатунному подшипнику первого цилиндра подводится от первого коренного подшипника, к подшипникам пятого и второго цилиндра —от второго коренного подшипника, к подшипникам шестого и третьего цилиндров — от третьего коренного подшипника, к подшипникам четвертого и седьмого —от четвертого, а к подшипнику восьмого цилиндра — от пятого коренного подшипника.

Отверстия в шатунных шейках, подводящие масло к шатунному подшипнику, выполнены в нижней части полости, вследствие чего для смазывания поступает более чистое масло.

Анализ отложений в полостях шатунных шеек показал, что сепарации преимущественно подвергнуты продукты изнашивания, частицы песка и твердые продукты окисления масла. Отложения рекомендуется периодически удалять примерно после 100 тыс. км пробега, а также в случае замены вкладышей или при других ремонтных операциях.