Механизм газораспределения

Механизм газораспределения предназначен для осуществления газообмена, т. е. впуска свежего заряда и выпуска отработавших газов ( 2.18). Он включает в себя впускные и выпускные клапаны с пружинами и устройствами для фиксации, коромысла клапанов, оси коромысел с устройствами для крепления как оси, так и коромысел на ней, распределительный вал, общий для двух рядов цилиндров, а также детали, связывающие распределительный вал с коромыслами клапанов и элементы крепления вала.

Клапаны в головке цилиндров расположены в один ряд. Наклон клапанов по отношению к оси цилиндров составляет 12°.

Распределительный вал штампованный из стали 45. Установлен в литой полости, выполненной в развале между блоками цилиндров, опирается на пять опорных шеек. Подшипники распределительного вала расположены в поперечных перегородках блок-картера над коренными подшипниками и представляют собой стальные втулки с антифрикционным слоем. К каждому подшипнику подводится по каналам масло от маслораспределительной канавки коренного подшипника. Для удобства установки распределительного вала в подшипники пятая опорная шейка имеет меньший диаметр, чем первые четыре (45_0i017 мм вместо 51_0<020 мм). Средняя опорная шейка служит для дозированного смазывания оси коромысел. Винтовые канавки, выполненные на этой шейке, создают пульсирующий поток масла, что позволяет организовать оптимальное смазывание коромысел ( 2.19).

Привод распределительного вала осуществляется с помощью двух цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями от переднего конца коленчатого вала.

Шестерня коленчатого вала штампованная из стали 45. Термо-обработана до твердости 350...360 HV.

Шестерня распределительного вала отлита из серого чугуна СЧ15. Закреплена на конце коленчатого вала сегментной шпонкой, замочной шайбой и гайкой. Косозубое зацепление применено для создания плавной и бесшумной работы. Угол наклона зуба 39°ЗГ, направление линии правое.

Механизм газораспределения работает следующим образом ( 2.20). При вращении распределительного вала кулачок поднимает толкатель 2 в направляющей блок-картера. Толкатель передает движение штанге 3, которая через регулировочный винт поворачивает коромысло 8 на оси 7. Коромысло нажимает на клапан 9 и,  преодолевая  сопротивление пружины,,  открывает  его.