Механические спидометры

Спидометр СП201-А магнитоиндукционного типа с приводом от гибкого вала. Спидометр имеет два объединенных в одном корпусе функциональных узла (скоростной и счетный) с общим приводом ( 6.44).

Скоростной узел состоит из постоянного магнита 4, закрепленного на приводном валике 1 и картушки 7, установленной на оси 12. На верхнем конце оси находится стрелка 11, а в средней части напрессована втулка со спиральной пружиной (волоском) 9. Внутренний конец пружины закреплен на втулке, а наружный — на пластине 10, служащей для регулировки натяжения пружины при регулировке скоростного узла. Экран 8, расположенный вокруг картушки, предназначен для увеличения магнитного потока,  проходящего через картушку.

При вращении магнита 4 в теле картушки возникают вихревые токи, создающие магнитное поле картушки. При взаимодействии магнитных полей магнита и картушки создается крутящий момент, стремящийся повернуть картушку в направлении вращения магнита. Повороту оси картушки препятствует возвратная пружина 9, закручивающаяся при увеличении момента и создающая противодействующий момент. Таким образом, картушка вместе с осью стрелки поворачивается на угол, величина которого пропорциональна частоте вращения валика спидометра, т. е. на угол, соответствующий   скорости  движения   автомобиля.

Изменение температуры окружающего воздуха значительно влияет на электрическое сопротивление картушки, поэтому могут возникнуть тепловые погрешности в показаниях скоростного узла. Частично эти явления компенсируются шайбой 5 термокомпенсатора, коэффициент магнитной проницаемости которой изменяется в зависимости от температуры.