Коробка передач

Коробка передач предназначена для преобразования крутящего момента двигателя и изменения тягового усилия на колесах автомобиля.

На автомобилях ЗИЛ моделей 431410 и 13Ш применена механическая пятиступенчатая трехходовая коробка передач, имеющая пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода. Коробка передач выполнена по трехвальной схеме — первичный и вторичный валы соосны, а параллельно им установлен промежуточный  вал.

Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач осуществляется синхронизаторами инерционного типа. Включение первой передачи и передачи заднего хода производится перемещением на вторичном валу зубчатого колеса, которое входит в зацепление либо с зубчатым венцом на промежуточном валу, либо с венцом на блоке зубчатых колес передачи заднего хода (  3.8;  3.9).

Коробка передач собрана в литом чугунном картере, закрепленном четырьмя шпильками к картеру сцепления. Коробки передач, выпускавшиеся до 1979 г., имели на боковых стенках два люка для отбора мощности, закрытые штампованными крышками. Затем для увеличения жесткости картера левый люк был аннулирован. На правом люке может устанавливаться коробка отбора мощности.

Сверху картер закрывается крышкой, в которой смонтирован механизм  переключения   передач.

Первичный вал коробки передач вращается на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник является поддерживающим. В коробках передач первых лет выпуска их необходимо было смазывать через пресс-масленку. В последние годы устанавливаются подшипники, которые смазывать при эксплуатации не нужно. Задний подшипник фиксируется на валу стопорным кольцом, относительно картера он устанавливается стопорным кольцом в канавке наружного кольца. Прижимается и закрывается подшипник крышкой, отлитой из ковкого чугуна. В крышке имеется манжета, исключающая попадание масла из коробки

передач в картер сцепления. На коробках передач выпуска до 1973 г. этой манжеты не было, применялось лабиринтное уплотнение в виде канавок на первичном валу. Для снижения давления масла из коробки передач на манжету в подшипнике имеется торцовая защитная шайба, а в нижней части крышки —канал для стока масла в картер через отверстие в его передней стенке. Между торцом картера и торцом крышки устанавливают уплотнитель-ную прокладку на  герметизирующей пасте.