Коленчатый вал

Коленчатый вал двигателя пятиопорный с четырьмя кривошипами, расположёнными по крестообразной схеме. В этой схеме первый и четвертый кривошипы расположены в одной плоскости, а второй и третий—в другой, перпендикулярной к первой. Вал отштампован из стали 45 как одно целое с противовесами, расположенными на продолжении первой, второй, третьей, шестой, седьмой и восьмой щек. Принятая схема расположения кривошипов позволяет в V-образном восьмицилиндровом двигателе с углом развала между цилиндрами 90° достичь полной уравновешенности сил инерции и моментов от этих сил. При этом силы инерции первого и второго порядков, а также момент от сил инерции второго порядка уравновешиваются сами. Для уравновешивания моментов от сил инерции первого порядка и центробежных сил используются противовесы. Кроме шести противовесов, выполненных как одно целое со щеками, для уравновешивания применяют два дополнительных противовеса. Один из них выполнен на шкиве коленчатого

вала в виде прилива с заданным дисбалансом (ЗЗО±5О) г-см. Второй формируется на маховике высверливанием двух или более отверстий диаметром 12 мм для получения направленного дисбаланса (330+35) г-см.

Коленчатый вал в процессе производства подвергают балансировке при различном укомплектовании. Окончательную балансировку его проводят в сборе с маховиком и шкивом коленчатого вала. Дисбаланс устраняют высверливанием металла на первом, восьмом и на втором, седьмом противовесах коленчатого вала. Для уменьшения остаточной неуравновешенности двигателя массу всех деталей, входящих в шатунно-поршневую группу, выдерживают в узких пределах, для чего наиболее тяжелые из них (поршень, шатун) в процессе производства подгоняют по массе снятием металла в определенных зонах. Остаточный дисбаланс коленчатого вала в сборе со шкивом и маховиком должен быть не более 100 г-см.

Для повышения износостойкости коренные и шатунные шейки коленчатого вала подвергают закалке с нагревом ТВЧ до твердости 58...63 HRQ. Глубина закаленного слоя составляет 3...6,5 мм, что позволяет осуществлять ремонт этих поверхностей методом перешлифования под соответствующий размер ремонтных вкладышей. Шероховатость рабочих поверхностей шеек коленчатого вала после окончательной обработки Rz 0,32.